Прочитав кучу занудной литературы о том, что делать с ребятенками, я напала на интереснейшую вещь -
Жан Ледлофф, "Как вырастить ребенка счастливым". Так, чтобы не пересказывать аннотацию:
читать дальшеЖан Ледлофф провела два с половиной года в глубине джунглей Латинской Америки вместе с индейцами племени екуана. Общение с этими людьми произвело на нее столь сильное впечатление, что Жан отбросила западные представления о том, как человек должен жить и воспитывать детей, и написала эту сенсационную книгу, ставшую бестселлером во многих странах мира. Жан подводит нас к пониманию того, что счастье - естественное состояние каждого человека; мы теряем благополучие только из-за недопонимания наших истинных потребностей и из-за неправильного воспитания детей. Жан страстно призывает нас прислушаться к интуиции, разобраться в себе и обеспечить нашим детям прочную эмоциональную основу, с которой можно прожить счастливую и радостную жизнь.
Сейчас Жан Ледлофф живет в Калифорнии, практикует и преподает психотерапию, основанную на принцип преемственности. Она читает лекции, выступает по радио и телевидению по всему миру.
Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга перед вами.Она даже не столько о детях, сколько о том, как цивилизация мешает нам быть счастливыми, какие возможности (и глюки) закладаваются в мозг и психику в детстве. Она же отвечает на мой вопрос: "Что было бы с ребенком, которого похитили и воспитали инопланетяне, например, с возможностью левитации и телепатии? Он бы был телепатом и левитировал?". С вероятностю в 90% - да! Вообще мозг человека удивительная вещь. Автор там приводит примеры не только племени индейцев екуана, но и известных двух индийских девочек, которых воспитали волки. Они могли чуять запахи за 70 метров и идеально видеть в темноте. Значит, человек это потенциально может! Что еще мы можем? Узнать сложно, ведь взрослому развить такие способности с детства нереально (если только его не воспитывали волки). К слову, переучить девочек так и не удалось (нейронные связи, заложенные в мозг еще в детстве слишком прочны) и в результате они погибли, живя среди людей.
В самой книге нет, как таких, советов, и она интересна далеко не только мамочкам. Во всяком случае, о месте человека в мире, его возможностях и прочем я тысячу раз задавалась вопросами еще с подросткового возраста. Так что всем, кому интересно, что мы за животные такие - люди (удивительные!), и почему мы функционируем так, а не иначе, велкам к прочтению))
Собственно, цитата о вышеуказанных девочках:
читать дальшеИз всех известных случаев, пожалуй, лучше всего задокументирована история Амалы и ее сестры Камалы, которых с детства воспитывали волки в джунглях Индии. После того как девочек обнаружили в джунглях, их поместили в сиротский приют. Священник Синх с женой попытались научить их жизни в человеческом обществе. Но все старания были напрасны. Несчастные девочки так и продолжали ютиться обнаженными по углам своих комнат в положении, присущем волкам. Ночью они проявляли активность и выли, чтобы привлечь внимание своей стаи. После продолжительных тренировок Камала научилась ходить на двух ногах, но бегать могла по-прежнему только на четвереньках. Долгое время они отказывались носить одежду или есть приготовленную пищу и предпочитали сырое мясо или падаль. К моменту смерти в возрасте семнадцати лет Камала знала пятьдесят слов. Уровень ее умственного развития в это время примерно соответствовал уровню ребенка трех с половиной лет.
Способность человеческого ребенка, который по каким-то обстоятельствам вырос среди зверей, приспосабливаться к неподходящим его виду условиям намного превышает способность любого животного перенимать повадки человека. Но большинство таких детей в неволе были обречены на раннюю смерть и страдания. Они оказывались не в состоянии наложить человеческую культуру на свою уже устоявшуюся и развитую культуру животного. Все это говорит о том, что усвоенная культура становится неотъемлемой частью природы человеческого существа. Эволюция заложила в нас ожидание участия в культуре. Нравы, усвоенные из культуры посредством этого ожидания, интегрирвавшись, становятся столь же неотъемлемой частью личности, сколь и врожденные повадки у других животных. Таким образом, дикие дети — представители нашего вида — гораздо больше, чем любое животное, были подвержены влиянию собственного опыта. Они так глубоко вжились в поведение животных, что смена окружающих условий оказалась для них куда более болезненной, чем для любого животного (чье поведение всецело предопределено врожденными, а значит, неизменными механизмами).
Низкий уровень умственного развития Камалы сам по себе ни о чем не говорит. Однако если рассмотреть его как часть континуума существа, рожденного человеком, а воспитанного волком, то станет понятно, что это было оптимальным использованием умственных способностей в подобных обстоятельствах. Другие ее способности были феноменальны: она необыкновенно ловко перемещалась на четырех конечностях, имела острейшее обоняние (чуяла мясо за семьдесят метров), прекрасно видела в темноте, быстро бегала и легко переносила резкие перепады температур. Раз она выжила среди волков, она, скорее всего, великолепно охотилась и отлично ориентировалась в джунглях. Получается, что континуум ее не подвел. Она успешно развила способности, нужные для ее образа жизни. То, что она не смогла изменить свое развитие и заменить его совершенно новым, не имеет значения. Нет причины, по которой любое существо должно быть способно выполнить столь невероятное требование. Точно так же взрослый человек, чье поведение уже запрограммировано для жизни среди людей, не сможет успешно приспособиться к жизни в качестве другого животного.